Новости - Фильмы и сериалы

20 лучших фильмов антиутопий всех времен


Различия между антиутопической и апокалиптической историей незначительны. Обычно антиутопия начинается после апокалипсиса, а антиутопический мир часто скрывает свою истинную природу, раскрываясь только после того, как накапливаются тонкие откровения. Уэллс был одним из первых писателей, популяризировавших антиутопическую фантастику. В романе "Спящий пробуждается" использовано то, что современные поклонники фантастики могут узнать как гэг Дугласа Адамса: Человек впадает в кому и просыпается спустя столетия, его накопленные финансовые интересы делают его владельцем мира. Хорошая фантазия. Тем временем совет элиты использует его деньги для создания авторитарного ада.

Антиутопические фильмы рассказывают о разрушенных мирах, оказавшихся во власти алчных или жестоких причин. Типичной является системная социальная коррупция. Как и большинство научно-фантастических произведений, антиутопии - это способ задуматься о реальных и потенциальных проблемах нашего собственного общества. Во многих фильмах, отобранных для этого списка, герои получают возможность взглянуть на причины своих антиутопий, а некоторые из них даже находят способы бросить вызов своему мрачному статус-кво. Возможно, мы сможем научиться на ошибках, совершенных жителями этих мрачных миров, прежде чем те же беды постигнут нас.

Воины света 2009

Воины света - фильм о вампирах, в котором Уиллем Дэфо жует декорации. Он также посвящен увлекательной теме нехватки ресурсов. Вампиры победили, одолев мир смертных и перестроив общество в ночное воссоздание их прежней жизни. Но в этом новом мировом порядке Большая Кровь заменяет Большую Фарму. Руководство вампиров не упускает из виду, что мировое господство означает, что их некогда обильная ходячая еда стала просто скудной.

Итан Хоук, которому искренне нравится появляться в самых неправдоподобных местах, работает в вампирском эквиваленте лаборатории гидропоники. Они работают над новыми заменителями крови, чтобы предотвратить надвигающуюся нехватку пищи. Это отличный поворот классической темы, и единственное, что его сдерживает, - это настойчивое стремление фильма не зацикливаться на своей основной идее. К третьему акту "Воины света" превращается в шаблонный боевик с охотниками на вампиров и довольно новым подходом к отвоеванию мира у кровососов. Но смотреть его все равно очень весело.

Высотка 2015

Бен Уитли адаптировал фильм "Высотка" для экранизации в 2015 году с минимальным бюджетом и потрясающим актерским составом. Эта история - одна из самых тематически настойчивых у Дж.Г. Балларда. Менее яркий, чем "Авария", "Высотка" исследует разрушающуюся архитектуру социальной иерархии в башне, где живут сверхбогатые люди, отрезанные от остального общества. Возникает ощущение, что с внешним миром что-то не так, но поскольку башня способна удовлетворить все потребности своих обитателей, эти вопросы становятся неважными. Башня - это воплощенная метафора; социальный статус отражается в том, насколько высоко расположена ваша квартира. Она также разрушается изнутри.

В этом мозголомном и порой бессвязном фильме есть немного "Дредда". Есть преступник, психологически захвативший жителей башни, полиции платят, чтобы она не вмешивалась, главный герой должен подняться на башню, чтобы добраться до преступника, и, постепенно, в фильме появляется много насилия и первобытной человечности. Но Роберт Лаинг, которого играет Том Хиддлстон, не свергает архитектора башни.

Эквилибриум 2002

В течение нескольких лет после выхода "Матрицы" шла гонка за право снять самый стильный, самый непроходимо заумный псевдофилософский фильм с оружием и боевыми искусствами. Фильм 2002 года "Эквилибриум" стал явным победителем, потому что у него хватило смелости просто объединить огнестрельное оружие и кикбоксинг в "gun-kata". "Эквилибриум" - это потрясающе глупый фильм, который превращает дегуманизацию "THX 1148" и авторитарный контроль "451 по Фаренгейту" в Play-Doh и смешивает их вместе с белым кремом.

Кристиан Бэйл большую часть фильма изображает своего "американского психопата", мраморную скульптуру постепенно нарастающих эмоций, и в один из лучших моментов в истории боевиков он решает, что да, сегодня будет инцидент. Бэйл закручивает себя в разрушительный торнадо, в итоге добираясь до фашистского лидера этого наркотизированного королевства, который, конечно же, является полным лицемером. В результате мы получаем совершенно плохой фильм, который можно пересматривать каждый день.

Сканеры 1980

Смысл фильма "Сканнеры" затушеван странностью Дэвида Кроненберга, но в ретроспективе это прозорливый маленький чиллер. То, что когда-то было фильмом ужасов о теле, который передал уникальную силу в руки нового поколения политических радикалов, теперь стало взглядом на то, что произойдет, если частные военные корпорации получат в свои руки экстрасенсов. Результаты ужасают.

Для некоторого контекста, фильм "Люди, которые смотрят на козлов" был основан на нехудожественной книге о попытках американских военных использовать силу хиппи и экстрасенсорные явления, чтобы получить преимущество над нашими врагами в холодной войне. Это не шутка. Это реальный случай, который произошел в реальном мире и имел долгосрочные последствия. В фильме "Сканеры" потенциальное преимущество, к которому стремились эти люди, приватизировано, вооружено, не регулируется и выпущено на свободу в обществе, которое превратило военно-промышленный комплекс в теневое правительство. Хуже того, им легко манипулируют эти новые экстрасенсы - злодей Ревок является классическим примером ублюдка, у которого есть смысл.

THX 1138 1971

Прежде чем "Звездные войны" сделали его титаном, Джордж Лукас снял фильм "THX 1138". Это странный фильм, почти русский по своей простоте и многослойности философских концепций. В нем обнаруживаются те же недостатки, которые мешали Лукасу при создании трилогии приквелов "Звездных войн": У этого человека чертовски богатое воображение, но он не может создать эмоциональную историю без посторонней помощи. Поэтому дебютный фильм Лукаса выигрывает от того, что он рассказывает о мире без эмоций. Даже когда он не принимает лекарства, которые держат под контролем скучную жизнь Роберта Дюваля, здесь нет глубокой связи. Здесь есть секс и насилие, но мало любви.

Акира 1987

Нео-Токио был восстановлен после разрушительного события, произошедшего около 30 лет назад, но силы, вызвавшие эти разрушения, не извлекли из этого опыта никаких уроков. Фильм 1988 года "Акира" - один из главных трендполов аниме, фильм, который доказал, что эта среда может рассказать захватывающую историю с некоторым психоделическим морализаторством в придачу. Как и в "Сканерах", в "Акире" военные силы стремятся открыть новую армию экстрасенсов, а их немногочисленные успехи известны как эсперы. После того как их самое сильное творение, "Акира", разнесло все к чертям за несколько десятилетий до этого, японское министерство обороны взяло себя в руки и подумало: "Ну и что? Давайте сделаем это снова". Как показывает фильм, ничего хорошего из этого не вышло.

Бегущий человек 1987

Новелла, на которой основан "Бегущий человек", - это злой роман. Автор Ричард Бахман был альтер-эго Стивена Кинга, и псевдоним позволил писателю-бестселлеру выплеснуть много ярости. В экранизации под руководством Арнольда Шварценеггера его ярость на мир, превративший правосудие в игровое шоу, сменяется историей, прославляющей насилие и шоу. В фильме также создано успешное движение сопротивления, которое понимает, как повернуть среду обратно к ее обидчикам.

Особое мнение 2002

Просмотр марафонов "Закон и порядок" не сделает вас юристом, но, по крайней мере, мы понимаем пределы правовой системы США. Мы знаем, в общем, наши права по закону и то, что система должна и не должна позволять делать. "Должна" - главное слово здесь. В фильме "Особое мнение", основанном на рассказе Филипа К. Дика и снятом Томом Крузом, философия свободы воли смешивается с неизбежной коррупцией "совершенной" системы правосудия. Здесь полицейские с радостью полагают, что они всегда правы, арестовывая преступника до совершения преступления, потому что все предопределено судьбой. Этой концепции достаточно, чтобы напугать любого.

Зеленый сойлент 1973

Чтение оригинальных рецензий на фильм 1973 года "Сойлент Грин" - это путешествие. Не самое веселое, но отличное для горького смеха. Фильм, представляющий собой загадку убийства на фоне крайнего социального неравенства и экологического сценария конца света, в то время называли мелодраматичным. В "Нью-Йоркере" его назвали "напыщенно пророческим", и рецензент с сардонической улыбкой спрашивал, где же социальное восстание, где наши демократические лидеры, чтобы дать отпор катастрофе, которая ставит все человеческое общество на последнюю, голодную грань?

Бегство Логана 1976

Представьте себе мир, где правят молодые, которые диктуют, что все, кто старше 30 лет, слишком стары, чтобы понять это - о, подождите. Это большая часть сегодняшних социальных сетей. К счастью, хотя это юношеское истощение может быть вполне оправданным, нам не грозит опасность быть брошенными в дровокол. В мире "Бега Логана" идеальное социальное равновесие достигается именно таким образом. Как только человеку исполняется 30 лет, он обязан вступить в Карусель - обряд обновления, который фактически убивает и перерабатывает нерентабельных людей. В противном случае они могут жить красивой - и почти голой - жизнью в щедром раю.

Вспомнить всё 1990

Филип К. Дик был мыслителем, сочетая свои наркотические умопомрачения с большими вопросами о том, что значит быть человеком, живым и здравомыслящим в мире, который таковым не является. Поэтому немного странно, что Арнольд Шварценеггер играет главную роль в двух разных адаптациях Дика. Фильм "Мы вам всё припомним" стал "Вспомнить все", гипернасильственным, очень мачо-блокбастером, но, черт возьми, он не работает. Он многое берет из оригинальной истории, чтобы создать предпосылку и начальный поворот, а затем прикручивает много высокооктанового экшена, прежде чем вернуться к знакомым вопросам Дика. Кульминация фильма также менее причудлива, чем в оригинальной книге, где речь идет о вторжении марсианских мышей.

Гаттака 1997

Когда в 1997 году вышел фильм "Гаттака", дизайнерская генетика была еще научной фантастикой, но этические ужасы евгеники уже стали частью нашей жизни. Дебютный фильм Эндрю Никкола рассказывает мрачную историю о мире, где пределы будущего человека определяются его генетикой. Эта идея показывает, что происходит, когда мы игнорируем потенциал человеческого духа в пользу математических данных. Итан Хоук играет "невалида", генетического бракованного человека, обреченного на жалкие занятия и короткую жизнь, но чьи мечты о звездах заставляют его преодолевать алгоритмические прогнозы. Джуд Лоу был создан для того, чтобы быть физически совершенным, но его ум и дух не могут соответствовать этим возвышенным ожиданиям. Вместе они разрушают статус-кво.

Побег из Нью-Йорка 1981

Джон Карпентер - режиссер с собственным мнением, и "Побег из Нью-Йорка" скрывает в себе несколько лукавых комментариев о коррумпированной политике и фашистских средствах контроля. Остров Манхэттен, написанный Карпентером как ответ циничному миру после Никсона, превращается в тюрьму под открытым небом для диссидентов, убийц и главарей банд. Это сделано якобы в ответ на стремительный рост насильственных преступлений, но это также работает на то, чтобы отпугнуть любую оппозицию президента. Конечно, план проваливается, и самолет Air Force One врезается в самую большую тюрьму в мире. Появляется Снейк Плисскен.

Дитя человеческое 2006

Источник бесплодия никогда не раскрывается в фильме "Дитя человеческое", становясь мощной метафорой отсутствия человечности. Легко смотреть на это разрушающееся общество и подозревать, что это реакция экологии, которой мы больше не нужны. Конец света приближается с каждым ударом сердца, и одно из последних полустабильных обществ стало еще более замкнутым и расистским, чем когда-либо. Это разрушающееся царство Ирода, и девушка-беженка Ки с ее чудесной беременностью - измученный носитель последнего шанса надежды.

Безумный Макс 1979

Как франшиза, "Безумный Макс" сардонически смотрит на мир в середине апокалипсиса. Вода так же дефицитна, как бензин, и так же священна. Тон был задан в 1979 году, когда Макс Рокатански впервые освоил разрушающиеся дороги Австралии и когда он в последний раз был человеком, полностью контролирующим свой разум.

Причины глобальных беспорядков рассматриваются нечасто, но 70-е годы были омрачены нефтяным кризисом, и очевидно, что именно он послужил вдохновением для "Безумного Макса". Рационирование газа и финансовый спад привели к социальным изменениям. Добавьте сюда кинематографическое насилие и нового горячего актера Мела Гибсона (что случилось с этим парнем?), и, детка, у нас получилось рагу. "Безумный Макс" смотрит на свой разрушенный мир через призму борьбы маленьких людей. Макс - не супергерой и не правительственный чиновник. Он - дорожный патрульный, который попал в глубокую пропасть.

Видеодром 1982

В 1985 году была введена наклейка с рекомендациями для родителей, чтобы уведомить родителей об откровенном содержании аудиозаписей. В 1984 году киноиндустрия уступила давлению родителей и расширила свою систему рейтингов, добавив PG-13. В 1983 году Дэвид Кроненберг выпустил фильм "Видеодром", в котором правительство использует подрывные и порнографические СМИ для отлова и уничтожения социальных девиантов.

Главный герой "Видеодрома", не путать с его героем, - Макс Ренн, неряшливый телевизионный руководитель, ищущий очередных дешевых острых ощущений. Его соблазняет тайна малазийского сигнала, транслирующего откровенное порно с пытками. Но после того, как он обнаруживает, что сигнал подделывается из Питтсбурга, а его новая любовница исчезает, чтобы испытать это на себе, все становится особенно странным.

Странные дни 1995

Фильм "Странные дни", вышедший в 1995 году, устарел своим увлечением паникой Y2K. Это не помешало фильму быть прозорливым. Мы еще не придумали, как подключить мультисенсорный TikTok прямо к нашей префронтальной коре, но благодаря совершенствованию VR-технологий и терапии психического здоровья, такой как транскраниальная магнитная стимуляция, мы изо всех сил пытаемся к этому прийти. И все же, самый захватывающий аспект фильма - это расовая война, которую чуть не спровоцировала полиция Лос-Анджелеса своей неуклюжей, полной ненависти казнью рэпера Джерико Оне.

Картина, действие которой разворачивается в Лос-Анджелесе 30 и 31 декабря 1999 года, рассказывает историю нелегального торговца видеозаписями, позволяющими пользователю испытать воспоминания и физические ощущения их авторов, который пытается раскрыть правду, стоящую за убийством проститутки.

Матрица 1999

В "Матрице" тесно переплетаются апокалиптические и антиутопические темы, но смоделированная реальность, в которой выживают подключенные к сети остатки человечества, слишком знакома. То, что вновь отключенные от сети члены Сиона в дальнейшем обряжаются в атрибуты контркультурных движений, вполне естественно и намеренно. Тема возвращения нашего уникального "я" сохраняется на протяжении всей франшизы, кульминацией которой становится триумфальное возрождение сестер Вачовски в качестве женщин, которыми они были рождены. Это своего рода победа над социальной машиной, которая обращается со своими важнейшими источниками топлива не более чем с битами и байтами. Мы все еще говорим о фильме?

Бегущий по лезвию 1982

Есть причина, по которой фильм "Бегущий по лезвию" стал феноменом научной фантастики, и это не потому, что Харрисон Форд был в расцвете сил. Да, он был одним из лучших "ловцов жажды" 80-х, но дело не в этом. Дело в том, что построение мира в этом нуаре будущего на высшем уровне, каждый кадр рассказывает зрителю что-то важное об этом мрачном новом мире.

Футуристические дирижабли увещевают о достоинствах лучшей жизни в колониях за пределами планеты. Торговцы продают дешевых животных-репликантов в грязных переулках, снабженных отслеживаемыми VIN-кодами. Полиция отмахивается от убийства, если есть шанс, что жертва - синтетическая. А Элдон Тирелл живет, как вавилонский бог Мардук, на вершине зиккурата, где он переделывает то, что значит быть человеком.

Заводной апельсин 1971

В дополнение к коррупции государства, антиутопия также может быть отмечена смертью нашей человечности. Ни один фильм не иллюстрирует обе темы так ясно, как "Заводной апельсин" Стэнли Кубрика. Авторитарная деградации общества делает возможным такое человеческое пятно, как Алекс; это мир, который позволяет своим мальчикам быть мальчиками до тех пор, пока эти токсичные монстры не расстраивают не тех людей. Страх, который вызывают банды, подобные Алексу и его прихлебателям, облегчает работу государства, удерживая кротких и бедных людей на улицах, чтобы они не почувствовали вкус старого ультранасилия.